Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная >> Принимали гостей >> Музыка звезд Header Pic
Header Pic

Музыка звезд

Печать E-mail
(8 голосов)
Автор Administrator   
27:09:2013 г.

 


10 октября 2013 г. 

(четверг) 19.00.

 

Культурно-деловой центр «Дом Москвы». Филиал Московского Дома национальностей в Санкт-Петербурге

 

(Санкт-Петербург, ул. Казанская, 25).   

 

Музыка звезд.

Манабэ Наоюки. (Исполнитель на губном органе Сё, Япония)

 

В рамках фестиваля "Все флаги" Центр Музыкальные Культуры Мира при Московской консерватории им. П.И.Чайковского, Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ и Культурно-деловой центр «Дом Москвы» подготовили  единственный в Петербурге концерт исполнителя на губном органе Сё Наоюки Манабэ. В программе вечера будет показан фильм «Япония. Земля контрастов», режиссера Айреса Оллиджа, а так же предоставлена возможность приобщиться к технике исполнительства на органе Сё. Вход свободный.


Широко известно, что традиционная японская музыка гагаку в силу своей связи с философскими и религиозными культами Японии обладает сильнейшим медитативным свойством. Но губной орган Сё – это и вовсе особый случай. Его сказочное, фантастическое звучание – это, несомненно, звуковое марево звездного неба. Эти брезжащие, непрерывно струящиеся звуки уводят теряющего волю слушателя млечным путем в астральные миры, состояние неземных грез.  Кто не слышал губной орган Сё – тот не способен даже на шаг приблизиться к разгадке японской души.
Читать далее в разделе "подробнее":

Манабэ Наоюки Японский музыкант, исполнитель на губном органе сё японского придворного оркестра гагаку. Наоюки Манабэ родился в 1971 г. в Йокогаме, Япония. Окончил отделение традиционной японской музыки Государственного токийского университета искусств. Его композиции и концертная деятельность вовлекают не только традиционные японские музыкальные инструменты, но и западные, а также хор и оркестр, тем самым расширяя возможность сё как сольного инструмента.

Первоначальное обучение начинал в Высшей школе Яэй (префектура Канагава) и в музыкальном колледже Сэндзоку (степень бакалавра по пению и композиции). Затем закончил бакалавриат на отделении японской традиционной музыки (гагаку) в Токийском Институте Искусств. Сочинение Н. Манабэ «Злой цвет любви» было отмечено на XIV Конкурсе композиции в области хоровой музыки (1990). На аналогичном XVIII конкурсе (1994) другое его произведение «Зелёная змея» получило I премию, а в 1998 году Манабэ-сан завоевал Первый приз за исполнение своей пьесы «Кокю II» на I Национальном конкурсе театральных композиций. В 1999 году Наоюки Манабэ как исполнитель на сё был удостоен II премии на Международном конкурсе ассоциации искусств JILA. Также ему была присуждена II премия Токийского музыкального конкурса в честь 10-летия Института исследования современной японской музыки. В 2000 году Н. Манабэ начал серию сольных концертов в качестве исполнителя на сё, поставив перед собой задачу исследования возможностей этого инструмента.

 Первый концерт прошёл в зале Киои, второй — в зале Минато Мираи (Ёкогама), третий и четвёртый в зале Хамарикю Асахи, пятый и шестой в Концертном зале Опера-сити (Токио). Третий из них попал в пятёрку лучших концертов по результатам голосования слушателей, проведённого газетой «Ёмиури». Помимо сольных концертов, Манабэ-сан играл свои пьесы для сё в ансамбле с 13-струнным и 17-струнным кото, скрипкой, контрабасом и ударными. Тем самым он попытался расширить ансамблевые возможности этого старинного инструмента. В качестве исполнителя музыки гагаку Манабэ-сан приложил усилия для популяризации этой традиции, исполняя композиции не только на сё, но также на гакусо (разновидность кото), гакубива (разновидность лютни бива), а также демонстрируя танец умаи в программах обществ Оно Гагакукай и Дзюнионкай. Фирмой «Кодзима Рекордингс» был выпущен диск «Кокю» («Дыхание») с сольными композициями Наоюки Манабэ на сё.

 

СЁ () – японский духовой язычковый музыкальный инструмент, губной орган, представляющий собой пучок из семнадцати бамбуковых трубок различной длины, вмонтированных в чашеобразный корпус с мундштуком. Две трубки глухие; остальные снабжены маленькими металлическими язычками, которые при закрытии пальцевых отверстий вибрируют под давлением потока вдуваемого воздуха. Инструмент воспроизводит один звук или, чаще всего, созвучия из пяти-шести звуков. Этот род инструмента получил широкое распространение в культурах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока (лаосский кхен, китайский шэн), в Японии появился благодаря заимствованию из Китая и Кореи придворного церемониального оркестра гагаку. Роль сё в музыке гагаку чрезвычайно важна. Считается, что именно он обеспечивает созвучность оркестра гармонии космоса. Поэтому чёткое воспроизведение канонического набора звуков, своевременная смена гармоний, работа дыхания и правильная постановка пальцев – неукоснительные требования к исполнителю на сё. Для улучшения звучности инструмента, он должен периодически разогреваться на специальных плитках, постоянно находящихся рядом с музыкантом.

 

Гагаку

 

ГАГАКУ (японское прочтение китайских иероглифов 雅樂 yǎyuè я юэ) – понятие японской классической музыки, имеющее несколько значений:

 

1) тип придворного церемониального оркестра, воспринятого Японией из Китая (и Кореи) в VII в.;

 

2) специфическая система музыкального мышления, объединившая принципы звуковой организации, выработанные в высших слоях нескольких музыкальных культур Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии;

 

3) японская музыкально-культурная традиция, включающая как саму придворную музыку (репертуар), отличающуюся высшей степенью культивированности, так и всю систему её жизнеобеспечения (особый тип музыкантов, способы разучивания и запоминания канонических звкового текста, музыкальные инструменты и т.д.)

 

В период Асука (552-645), в связи с укреплением в Японии феодальных отношений и утверждением буддизма в качестве государственной религии, развиваются типы музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом. В эпоху Нара (645-794) и ранний период Хэйан (794-894) отмечается активное усвоение китайских традиций (во многих случаях приходящих через Корею), в том числе звукового наполнения дворцового церемониала. С опубликованием так называемых законов Тайхо-рё (701) было учреждено гагаку-рё (музыкальное управление), в обязанности которого входило изучение придворной вокальной и инструментальной музыки стран континента, прежде всего Китая, приведение ее в соответствие с нормами японского мировоззрения и эстетики и исполнение в дворцовом церемониальном обиходе.

 

Основой репертуара гагаку была музыка, считающаяся китайской, но на деле представляющая собой специально выработанный синтетический продукт, вобравший в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии и Восточного Туркестана. Кроме того, сюда входила музыка трех корейских царств, страны Бохай (населенной племенами маньчжуро-тунгусского происхождения) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Красочные и символичные придворные танцы гагаку сопровождались большим оркестром (около 30 инструментов).   

Музыкальная теория гагаку легла в основу японской мысли о музыке, привнеся с собой специальную терминологию, по сей день используемую в Японии. Первые музыканты-японцы в системе гагаку обучались у иностранных педагогов, но очень быстро вся система слышания и организации звука приобрела собственно японскую специфику. Известно, что, по повелению императора Ниммё (810-850), была проведена реформа гагаку и выработана каноническая модель инструментальной японской музыки. Музыка гагаку стала подразделяться на тогаку (китайскую музыку эпохи Тан), комагаку (музыка корейского царства Когурё) и кокуфу-кабу (собственно японская музыка или песенный танец, восходящий к древним ритуалам в местах поклонения предкам). Высокая музыкальная традиция эпохи Хэйан (794-1191) была искусством придворной аристократии и развивалась преимущественно в столице.  

 

Популярность гагаку несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократов к военным, но её продолжали исполнять при дворе Императора в Киото, тогдашней столице Японии, и в крупных храмах. Затем исторически сложилось так, что интерес к музыке гагаку почти совершенно угас, и профессиональные исполнители гагаку были в забвении до конца XIX века, когда с началом эпохи буржуазных реформ и одновременной реставрации императорской власти они были собраны вместе в Департаменте гагаку (Гагаку-кёку) при Министерстве Двора Императора Мэйдзи.  

 

В настоящее время традиция гагаку не только продолжает своё существование при дворе Императора и, в отдельных элементах, во многих буддийских и синтоистских храмах, но и тщательно изучается и развивается в некоторых университетах.  

 

В частности, Общество гагаку в Университете Тэнри курируется мастерами Кунайтё, придворного департаментом по вопросам государственных процедур и церемоний. Здесь восстановлено и введено в активный репертуар около 300 образцов музыки гагаку в трёх её ведущих направлениях:  

 

- кангэн – инструментальная музыка;

 - утаимоно – вокальная музыка, включающая в себя жанры роэй и сайбара;

 

- бугаку – музыка, сопровождающая танцы. 

Текст  доцента Московской консерватории, кандидата искусствоведения Маргариты Каратыгиной.


Санкт-Петербургский Центр Гуманитарных Программ  
Тел.: 8(911)999-30-95;
   
www.artvita.spb.ru
   
www.artvitaspb.livejournal.com  
www.facebook.com/SCGP.RU  
www.facebook.com/FLAGS.RU  
www.facebook.com/Muz.SPb.RU  
www.youtube.com/user/artvitaVVV?feature=mhum

 
« Театр музыки, пластики, философии и высокого духа.   «Gustav Mahler Piano Quartet» в Петербурге »
Header Pic
left unten
.

right unten
2.0758