Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная >> "Преемственность" >> Памяти Георгия Анатольевича Донияха Header Pic
Header Pic

Памяти Георгия Анатольевича Донияха

Печать E-mail
(1 голос)
Автор Administrator   
02:02:2014 г.

В рамках общественно-просветительской программы «Преемственность» 


 

Проект призван служить совершенствованию научно-творческих подходов в решении проблем изучения, сохранения и пополнения отечественного историко-культурного наследия, утверждению традиций преемственности в устройстве общественной жизни. Широкий жанровый спектр фестиваля, включающий концерты, общественно-просветительские акции, научные конференции, проблемные семинары, а также кинопросмотры и выставки фотодокументов обусловлен задачей привлечения внимания максимально большего количества аудитории и компетентных специалистов к проблемам сохранения отечественной истории и культуры в неразрывной связи и взаимозависимости всех форм и явлений.


Московский Дом национальностей и Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ.  


 

Дониях Георгий Анатольевич 

 

В зеркале времени

 

20 февраля (четверг) 2014 г. 19.00 

 

Культурно-деловой центр «Дом Москвы».Филиал Московского Дома национальностей в Санкт-Петербурге

 

(Санкт-Петербург, ул. Казанская, 25). 


Человек созидающий неизбежно связан всеми собственными духовными нитями с эпохой, обществом, которому служит, а значит и в его личностном облике находит отражение окружающая его действительность, как, впрочем, и наоборот – эпоху творят её герои. К 100-летию одного из ярчайших  дирижеров своего времени Г.А.Донияха  Культурно-деловой центр «Дом Москвы» и Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ устраивают творческий вечер памяти выдающегося музыканта  с участием известных  деятелей культуры Санкт-Петербурга, а так же премьерный показ  киноновеллы «Лейтмотивы судьбы»  Творческого объединения "Документальное видео".


Читать далее в разделе "подробнее"

 

Что имеем - не храним, потерявши – плачем. Эта, в общем-то банальная мысль, заложенная в давно известной русской пословице, в самой, что ни на есть полной мере отражает положение вещей и по отношению к самому герою нашего повествования, Георгию Анатольевичу Донияху, да и во многом к тому, что стало с нашей некогда вызывавшей великую гордость советской музыкальной культурой. Все, что случалось в жизни нашего героя – это и есть тот важный доказательный ряд, своей подробностью и детализацией дополняющий эпическую картину времени, отмеченного беспрецедентной пестротой фактов и событий, величием достижений, богатством палитры науко-творческих, художественных открытий.

 

 

На примере биографии и творчества Г.А.Донияха мы надеемся показать, сколь была многообразна наша национальная культура прошлого века, как были ориентированы ее духовные устремления, в связи с какими тенденциями устраивались её эволюционные процессы. Ряд театров и творческих коллективов Санкт-Петербурга посвящают к 100-летию Г.А.Донияха лучшие свои концертные программы и спектакли. Так, Михайловский театр оперы и балета (бывший МАЛЕГОТ) в юбилейные дни включил к показу оперу Джузеппе Верди «Травиата», в которой Георгий Дониях как дирижер блистал с особенным успехом.  Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии представит в память о своем дирижере оперетту Франца Легара «Весёлая вдова», а Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева 24.02.14г. в  Государственной академической капелле Санкт-Петербурга даст большой праздничный концерт с участием ведущих артистов Санкт-Петербурга.

 

 

Трезвая оценка совсем недавней нашей истории, подчинение этой оценки устремлениям к общественной консолидации и культурному собиранию - на наш взгляд самый действенный способ разрешения многих существующих социально-политических противоречий. Эта идея и легла в сценарную основу вечера памяти Г.А.Донияха который пройдет в Культурно-деловом  центре «Дом Москвы» 20.02.2014 г.

 

 

В программе вечера будут заняты ученики Г.А.Донияха, Народный артист Бурятии, лауреат Государственной премии, известный российский дирижер Владимир Рылов, руководитель и основатель ансамбля "Скоморохи", заслуженный деятель искусств России, профессор В.И.Акулович, Народные артисты России К.И.Плужников, В.А.Кривонос, известный телевизионный режиссер и искусствовед Заслуженный деятель искусств И.Е.Тайманова, а так же родственники знаменитого дирижера. В концертной программе вечера примут участие петербургские артисты Ирина Исаева (сопрано) и Татьяна Сладковская (фортепиано). Гостям, пришедшим на вечер памяти, будет подарена книга о Г.А.Донияхе «В зеркале времени», а Творческое объединение "Документальное видео"  представит киноновеллу «Лейтмотивы судьбы».  

 

 

 

ОБЩИЙ КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

20.02.14г. в 19.00

Культурно-деловой центр «Дом Москвы»

«В зеркале времени»

Вечера памяти Г.А.Донияха

В программе вечера будут заняты ученики Г.А.Донияха, Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, известный российский дирижер Владимир Рылов, руководитель и основатель ансамбля "Скоморохи", заслуженный деятель искусств России, профессор В.И.Акулович, Народные артисты К.И.Плужников, В.А.Кривонос, известный телевизионный режиссер и искусствовед Заслуженный деятель искусств И.Е.Тайманова, а так же родственники знаменитого дирижера. Гостям, пришедшим на вечер памяти, будет подарена книга о Г.А.Донияхе «В зеркале времени», а Творческое объединение "Документальное видео"  представит киноновеллу «Лейтмотивы судьбы».

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// 

21.02.14г. в 19.00

 Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии

Франц Легар, Оперетта «ВЕСЁЛАЯ ВДОВА».

Спектакль к 100-летию Г.А. ДОНИЯХА

Вступительное слово - солист театра, Народного артиста РФ КРИВОНОС Виктор Антонович.

*АЛЕКСЕЕВ Андрей Владимирович (главный дирижёр театра, музыкальный руководитель и дирижёр спектакля, заслуженный артист РФ).

* В спектакле заняты:                                                                                                                                                                - Ольга Олеговна ЛОЗОВАЯ, (солистка театра, заслуженная артистка РФ). Персонаж: Ольга Хромова;

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

24.02.14г. в 19.00

Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга

 

 

АНДРЕЕВСКИЙ ОРКЕСТР. Программа концерта памяти Г.А. ДОНИЯХА

*ХОХЛОВ Дмитрий Дмитриевич (художественный руководитель и главный дирижёр, Народный артист РФ).

*Ведёт программу концерта Народный артист РФ НОВОЖИЛОВ Сергей Анатольевич. 

*КОПЫЛОВ Николай Дмитриевич (баритон, ведущий солист Михайловского театра, нар. арт. РФ): - С.В. Рахманинов, «Каватина Алеко» из оперы «Алеко» по поэме А. С. Пушкина «Цыганы»;   

- Имре Кальман, «Ария мистера Икс» из оперетты «Принцесса цирка»;   

- Борис Фомин, слова Павла Германа романс «Только раз бывает в жизни встреча»;  

- Русская народная песня «Вдоль по Питерской».

 * МИРОНОВА Наталья Евгеньевна (сопрано, солистка Михайловского театра, лауреат Международного конкурса):                                                                                                                                                                  

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

09.03.14г. в 19.00

Михайловский театр оперы и балета (бывший МАЛЕГОТ)

Джузеппе ВЕРДИ, опера «ТРАВИАТА». Спектакль к 100-летию Г.А. ДОНИЯХА

*НЬЯГА Алексей (дирижёр).


Информация для партнеров:

URL: www.artvita.spb.ru E-mail: artvita@вк.ru;  Телефон: 8 (911) 999-30-95;

Художественный руководитель проекта

 Заслуженный работник культуры РФ Виталий Васильев 



В зеркале времени

Предисловие к монографии о Георгии Донияхе 
Но кто мы и откуда, 
Когда от всех тех лет 
Остались пересуды, 
А нас на свете нет?
Б. Пастернак 


Что имеем - не храним, потерявши – плачем. Эта, в общем-то банальная мысль, заложенная в давно известной русской пословице, в самой, что ни на есть полной мере отражает положение вещей и по отношению к самому герою нашего повествования. Георгию Анатольевичу Донияху, да и во многом к тому, что стало с нашей некогда вызывавшей великую гордость русской историей и культурой, совсем недавно утраченными нами советским образованием, физвоспитанием и спортом, и, конечно, главным нашим духовным достоянием - советским искусством. 

Только ленивый не высказался по поводу того, как низко пали общественные нравы, как скупа на достойные художественные явления и события стала наша культурная жизнь сего дня, как непозволительно скабрезна, пошла и фамильярна наша эстрада, самозванно воцарившаяся на троне в лучших концертных залах страны, захватившая все эфирное время радио и телеканалов. А ведь всего каких-нибудь десятка два лет тому назад мы вполне заслуженно гордились статусом самой читающей страны в мире, страны, где хорошая книга действительно являлась самым желанным подарком к празднику, когда имеющийся на руках входной билет на спектакль или филармонический концерт был самой ценной «валютой». Впрочем, данная книга задумана совсем не для того, чтобы идеализировать безвозвратно ушедшие времена, создавая красивые мифы о времени, полном своих, порой категорически непримиримых противоречий. Скорее наоборот. Мы просто приглашаем заглянуть в зеркало времени, в котором, пока еще с течением лет совсем не «разрушилась», не «замутилась его амальгама», надеемся увидеть насколько возможно похожее на действительность отражение эпохи и лики людей её творивших, увидеть, вспомнить и себя в этом времени. Приглашаем вместе с нами порассуждать о том, а каким же на самом деле оно было? Какими были его герои? 

В данной книге мы не ставили перед собой задачи научного описания, осмысления и доказательства тех или иных фактов истории и культуры. Наши намерения были гораздо проще и скромнее, и, в основном только и устремлены на возбуждение интереса идущих за нами исследователей. Поэтому, как всякий авторский пересказ, данный сборник размышлений и воспоминаний, думаю, не избежал некоего греха мифотворчества. Впрочем, и сама русско-советская историческая действительность, в которой столько всего явлено, возвышенного и трагического, даже в простом, сухом перечне фактов пугающе мифологична. Факты и документы настолько вопиюще противоречивы и эмоционально заряжены, что порой холодным рассудком их и не объять. Эпические картины социально-политических, экономических и культурных цивилизационных процессов, движения целых этнических пластов, социальных слоев, настолько драматичны, что любой фантастический миф покажется куда более похожим на реальность, чем имевшая место в российско-советской истории действительность. 
Мифописания нам, думаю, не удалось избежать и тогда, когда мы обращались к воспоминаниям друзей и коллег нашего героя во втором разделе книги, где интервьюеры, как представляется, в немалой степени зависели от избирательных свойств человеческой памяти и деликатности стоящей перед ними задачи. Вполне возможно, что некоторые наши собеседники, под влиянием названных факторов, в какой-то части не вполне объективно могли обрисовывать суть жизненных эпизодов, ситуаций, а значит и давать максимально адекватную оценку творчеству и жизни нашего героя. Впрочем, возможно ли в самом деле дать истинную и до конца правдивую картину жизни человека? Кто осмелится утверждать, что он на самом деле знает эту правду в её неподдельной сути? Ведь даже факты, составляющие основу своей собственной жизни, в диалоге со своей собственной совестью и разумом индивидуум, как правило, интерпретирует весьма вольно. Откуда же знать наверняка, что подсмотренные в процессе общения, совместной работы, а то и просто конкурентного сосуществования, черты характера, особенности поведения и художественные достоинства, характеризующие нашего героя, сформулированные нашими наблюдателями, являются достоверной истиной? - Конечно, думаю, и здесь без мифотворчества не обошлось. И, тем не менее, мы осмелились пригласить вас в путешествие, где главным нашим поводырем будет еще живая человеческая память. Память о времени и о человеке.

Личность Георгия Анатольевича Донияха интересна нам в данном случае не только как личность человека оставившего немаловажный след в истории культуры, но и как личность любого другого гражданина страны, чья судьба в большей или меньшей степени отражает внутреннее содержание самой исторической эпохи, в которой довелось ему проживать. Как эпоха отражается на жизни и судьбе бытовавшего в ней человека, так и сам человек, его биография, вехи социального становления могут быть увлекательным источником знания о времени. Правда, у людей укоренилась привычка поверять историческую хронологию по особо знаковым фигурам, своеобразным «маякам» времени, своей величественностью и основательностью привлекающим наибольшее внимание исследователей и хроникеров. Но, согласитесь, только в таком подходе к изучению эпохи опасностей вовлечения в мифотворчество ничуть не меньше. В силу тенденциозности некоторых подобных исследований и гипертрофированной героизации исторических персонажей не полная или искаженная правда жизни здесь может встречаться ни чуть не реже. И вообще, дело даже не только в достоверном отражения времени через образ колоссов. На наш взгляд, в таком методологическом подходе много простой человеческой несправедливости. Ведь историю делали не только великие. Её, на своих плечах нес весь народ, каждый человек, своим трудом, творчеством или элементарным служением простому делу дополнявший общую картину жизни страны. А еще, часто в истории бывало, что вчерашние светила нежданно блекли, а канувшие в забвение личности всплывали на поверхность истории в самом удивительном, ярком и героическом своем обличии. Особенно это положение вещей применимо к сфере творческой деятельности, где фортуна ох как изобретательна в своих причудах. Взять хотя бы самый яркий пример с великим Иоганном Себастьяном Бахом. Кто бы вспомнил скромного придворного музыканта, кто бы вообще его когда-нибудь узнал, не загляни однажды Феликс Мендельсон на рынок, где ему завернули рыбу в бумагу, испещренную гениальными нотными крючками. И, хоть мы и понимаем, что в силу ряда объективных и субъективных причин, в виду нереализованности истинных личностных возможностей, музыкант и дирижер Г.А. Дониях занимает положение второго ряда в кругу своих более удачливых коллег, тем не менее, мы считаем, что даже история, связанная с выдворением его во второй ряд так же заслуживает пересказа. Пересказ этот потребовал от нас определенного рода нравственно-этической решимости, так как в основном касается именно личной, интимной жизни героя. И все же, с разрешения родственников Георгия Анатольевича, мы коснулись и этой темы, так как именно в ней и находит наиболее яркое отражение, выражается особенность и колорит прослеживаемой нами эпохи. Все, что случалось в жизни нашего героя – это и есть тот важный доказательный ряд, своей подробностью и детализацией дополняющий эпическую картину времени, отмеченного беспрецедентной пестротой фактов и событий, величием достижений, богатством палитры науко-творческих, художественных открытий. Времени, к сожалению не лишенного и трагизма, пошлости, подлости рядовых граждан и власть придержащих, которые то из страха а то и из желания утвердиться на чужих костях, из элементарных корыстных побуждений, или просто влекомые вихрем всеобщей сатанинской пляски, отдавались злочинию, коверкавшему тысячи людских судеб. И чему тут удивляться, ведь сам народ, творивший эту историю, пословицей про себя сказал: "Из нас, как из дерева - и дубина, и икона, - в зависимости, кто обрабатывает: Емелька Пугачев или Сергий Радонежский".

Выполняя данную работу мы руководствовались убеждением, что только в полном изложении явлений былой жизни, в том числе и возвращая к памяти людей забытые имена, мы можем рассчитывать на восстановление исторической памяти культуры. Внимание к персонам разного ранга - как к «маякам», так и к фигурам второго плана - служит воссозданию деталей всей исторической панорамы, добавляет нам понимания настоящей целостности институциональных основ нашей культуры. На примере биографии и творчества Г.А.Донияха мы надеемся показать, сколь была многообразна наша национальная культура прошлого века, как были ориентированы ее духовные устремления, в связи с какими тенденциями устраивались её эволюционные процессы. А еще нам было важно самим осознать и продемонстрировать читателю неразрывность связи между разновеликими фигурами художников, так как для нас является аксиомой, что нельзя переоценить значимость связи между доминирующими и периферийными явлениями культуры. Мы убеждены в том, что само творческое наследие персон второго плана относится к тому слою культуры, без которого едва ли возможна оценка самых знаковых и показательных достижений времени.

 
« В усадьбу на блины   Крещенский вечер в Марьино »
Header Pic
left unten
.

right unten
1.3985