| 
          
               
            12 февраля 2006 г. Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ в рамках проекта «Все флаги» в Греческом зале Государственного музея-заповедника «Павловск»  представил удивительную программу, знакомящую с культурой Китая, при участии корифея национальной китайской живописи, художника Цзянь Шилунь.  | 
        
      
    
   
   
  "СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ" 
  ЦЗЯН ШИЛУНЯ
   
  Цзян Шилунь приехал в нашу страну в начале 50-х годов преподавать китайский язык и литературу в Ленинградском университете. Но еще в детстве отец учил его искусству каллиграфии. В странах Востока каллиграфия издавна рассматривалась как вид искусства, т.к. в иероглифе всегда присутствует элемент изобразительности. 
   
  Перед поступлением на филологический факультет государственного университета Северо-Востока в своем родном городе Шэньене он учился в школе с художественным уклоном. По мнению Цзян Шилуня, без серьезного филологического образования он не смог бы стать художником, работающим в традициях национальной китайской живописи "Гохуа". Тесная связь живописи и литературы прослеживается в Китае на протяжении столетий. 
   
    
      
        
          
               | 
            
                 Цзян Шилуню удалось продолжить эту традицию: многие свои картины художник создает по мотивам классической китайской литературы. Особенно ему близка поэзия эпохи Тан VII--X века, которая по праву считается "золотым веком" китайской литературы. По мотивам стихов великих танских поэтов Ван Вэя, Мэн Хаожаня, Ли Бо написана серия пейзажей, где языком живописи рассказано о красоте и совершенстве мира, гармонии человека и природы.    | 
          
        
      
  Цзян Шилунь, следуя традиции китайской живописи, в мельчайших деталях пейзажа открывает для зрителей радость созерцания красоты живописи, духовной наполненности картины. Все в картинах китайского художника проникнуто глубоким философским смыслом. Сам он говорит: "Мне важно использовать свободный стиль, исследовать сходство предметов по духу, достигнутая одухотворенного ритма живого движения. Свободный стиль дает неограниченную свободу творчеству и фантазии в рамках логики природы. Хорошая картина -- не только внутри рамы, так же как хорошие стихи -- не только на бумаге". 
   
  
    
      
        
          
               Углубляя свое мастерство в традиционной живописи, он выходит за ее пределы. Ведущее место в творчестве Цзян Шилуня занимает пейзаж -- один из основных жанров китайской живописи, издавна называемый в Китае "шаньшуй" (горы--воды). Спокойна и задумчива природа в пейзаже "Тишина". Маленькая фигурка человека воспринимается здесь как частица огромного дышащего покоем мира.    | 
             | 
        
      
    
  Такое над рекой сиянье  
  И тишь такая над рекой, 
  Что в сердце лишь одно желанье -
   
  Не потревожить бы покой! 
   
             Су Ши (1036--1101) 
  Особое место в творчестве художника отведено теме цветы--птицы. Прежде чем изобразить ветку бамбука, цветок пиона или сороку, он изучает их непосредственно в природе. Любимый цветок у Цзян Шилуня -- пион.
   
  Мирно спокоен 
  Убор зеленый цветка. 
   
  Разных оттенков 
   
  Алого платья шелка. 
   
  Венчик в тоске 
   
  Вот-вот разорваться готов. 
   
  Разве душа 
   
  Есть у вешних цветов? 
   
             Ван Вэй (699--759) 
  
        
          
            
              | В своих картинах художник использует тушь, акварель, работает на шелкеу и бумаге.   | 
                 | 
            
          
        
   
  
    
      
        
             | 
          
              Так сложилась его жизнь, что он остался в России. В 1977 году стал членом Союза художников СССР. В 1986 году он, после тридцати лет разлуки со своей Родиной, впервые приехал в Китай, где встретился со своей семьей. В 1988 году он стал членом Союза художников КНР.     | 
             | 
        
      
    
  Сейчас художник много ездит со своими выставками по всему миру. Его картины есть в Лувре, Эрмитаже, других известных музеях. 
   
  Г.Лаевская, зав. выставочным залом Дома ученых СО РАН.